Стиль Бидермейер – оригинальное направление в архитектуре, которое отделилось от немецкого романтизма после поражения Наполеона в 1815 году и господствовало в немецком и австрийском обществе до буржуазной революции 1848 года. После него в архитектуре и искусстве господствуют эклектика и подражание.
Интересный стиль знаком не всем, но он получил большую популярность в Европе (а особенно – в Австрии и Германии) после падения Наполеона. В эпоху Реставрации европейское общество, утомленное напыщенностью и показательной роскошью, стремилось к упорядоченной и спокойной жизни. Характерный дизайну того времени мещанский уют появился благодаря мировоззрению немецкой буржуазии. Красота отходит на второй план, она проигрывает удобству и функциональности. Одновременно стиль интерьера бидермейер не лишен респектабельности.
От холодного ампира бидермейер унаследовал лаконизм и конструктивизм, но ему остались чужды надменность, фальшивый пафос и помпезность своего генетического родственника. Романтизм проступает через яркую обивку мебели и занавески, аксессуары и украшения. Они идеально компенсируют простоту мебели. В помещениях присутствует английская мебель времен Георга IV, которая отличается качеством и рациональностью форм.
Бидермейер стиль в интерьере: история
Вместе с изматывающей войной, Европу накрыли лоск и пышность французской культуры. Это побудило упорядоченных австрийцев создать спокойный и умиротворенный мир в своих домах, который и получил название стиль бидермейер в архитектуре. Забавное название направления переводится буквально - "бравый господин Майер". И выбрано оно совершенно случайно, под псевдонимом Biedermeier публиковал свои произведения немецкий поэт Л. Айхродт. Другой поэт - И. фон Шеффель упомянул "Мэйера" в названиях нескольких стихотворений. Стиль назван в честь персонажа, практичного и одновременно сентиментального, что подчеркивает функциональность и умеренность быта типичного буржуа.
Стиль развивался естественно, в отличие от искусственно насаждаемого ампира. Это была реакция австрийской буржуазии на относительно стабильную политическую ситуацию в Европе. В России он прижился во времена Пушкина, хоть российские дворяне и не разделяли общие философские настроения своей эпохи.
Как определить бидермейер в интерьере?
Удобство, комфорт и прочность – характерные черты интерьера. Здесь вы не найдете замысловатых форм и нефункциональной мебели, бесполезных аксессуаров. В помещении господствуют гармоничное сочетание мебели и сбалансированность пропорций. Стеновая отделка представлена светлыми обоями (все оттенки желтого и бежевого, персиковый, розовый, голубой). Допускается простой рисунок. В дизайне преобладают коричневые оттенки и бордо. Полы также не отличаются вычурностью – зачастую это деревянная основа, скрывающаяся за однотонным ковром.
Стиль бидермейер в интерьере, фото которого передают настроение буржуазии 19 века, выдает себя:
- интеллектуальной и творческой атмосферой;
- присутствием в комнате нескольких видов стульев;
- преобладанием мебели светлых пород (ясеня, сосны, тополя);
- покрывалами и скатертями, украшенными вышивкой;
- растительным орнаментом (венки, листья цветущих растений);
- обработкой поверхности предметов небольшими вставками или металлическими тягами;
- незамысловатыми декоративными элементами - акварелью, статуэтками;
- жардиньерками (своеобразными подставками на вытянутых ножках), которые образовались и стали популярными именно в середине 19 века.
В эпоху стиля бидермейер мебель не украшала резьба, ценные металлы. Вначале она изготавливалась из самой дорогой древесины – красного дерева или дуба, а затем покрывалась лаком. После стали использовать клен, вишню, грушу. Характерные черты мебели - плавные и изогнутые формы, высокие спинки диванов. Причем "изогнутость" касалась всего - ножек стульев и чайных столиков, ручек кресел, письменных столов. Четырехгранные ножки стульев, столов и даже шкафов делаются изогнутыми, или суживающимися к низу. Сиденья - мягкие, жесткие или плетеные.
Становятся модными раздвижные столики, клавесины и угловые шкафчики. Интерьер наполняют разнообразные кресла, этажерки, трюмо, витрины и небольшие шкафчики. В витринах располагают дорогостоящий фарфор.
Негласный девиз дизайна - текстиля в помещении много не бывает. Здесь изобилуют ковры, занавески и покрывала. Не лишает бидермейер интерьер и аксессуаров. Это элегантные подсвечники, небольшие картины, бра, вазы с цветами и декоративные подушки, украшенные вышивкой. Подоконники служат обителью живых цветов, на полках красуются часы. Декоративный эффект придают карнизы, небольшие колонны и пилястры.Традиционный бидермейер в интерьере, фото которого подтверждают функциональность стиля, предполагает камин. Без него невозможно достижение " уюта буржуа".
Бидермейер: особенности дизайна спальни и кухни
Спальня не заставлена предметами, здесь располагается все самое необходимое. Линии шкафов и спаленных комодов просты и лишены декора. Их привлекательность не в отделке, а в красоте самого дерева. Часто в спальни присутствовали секретеры и столики с выдвижными ящиками для хранения романтичных писем. Рядом с кроватью простой конструкции стоит настольная лампа или бра. Покрывала гармонируют с цветом обоев. Балдахины практически выходят из моды, спинки кроватей делаются одинаковыми у изголовья и ног.
Особенно узнаваем бидермейер в интерьере комнаты для девочки. Исключительно светлые тона обоев и штор, которые оттеняет более темное дерево кровати и шкафа. Рядом стоит туалетный столик с большим зеркалом. Завершает комнату элегантное и компактное кресло и столик, за которым можно почитать книгу или выпить чашку чая. Обивка кресла - ситец с полосатым рисунком, который гармонирует с легкими гардинами.
Функциональность просторной кухни проявлялась во множестве ящиков. Там, где стена не была заставлена, вешали картины, изображающие цветы. Посередине помещения обустраивался рабочая зона - "островок".
Как использует камень бидермейер-архитектура?
Бидермейер в интерьере гостиной узнаваем по мраморному камину с большой полкой, заставленному статуэтками и миниатюрами. Он не слишком большой и легко вписывается в общее настроение помещения.
Его можно увидеть на кухонных подоконниках и в качестве столешницы. Сегодня в Минске для подоконников собственники выбирают светлый кварцевый агломерат, но в 19 веке предпочтение отдавалось исключительно мрамору. Столешница из натурального камня воплощала практичность, столь свойственную стилю. В интерьере бидермейер кухни изготавливались исключительно из дерева и камня. Сосна отлично гармонировала с темным мрамором и гарантировала долговечность.
Без натурального камня не обойтись при отделке ванной комнаты ни сегодня, ни 200 лет назад. Использовали натуральный камень в качестве напольного покрытия. Нередко им отделывали стены до пояса.
Как сегодня в Беларуси используется бидермейер в интерьере жилого дома?
В современном интерьере для создания простора необязательны просторные комнаты. Стиль удастся воспроизвести в помещениях с большими оконными проемами и двухстворчатыми межкомнатными дверями. Эти особенности учитывают при составлении проектов коттеджей.
Сегодня при оформлении дома или квартиры исключается наличие сложных рисунков или узоров. Основным отделочным материалом является краска, обои и декоративная штукатурка. Идеальным напольным покрытием станет натуральный паркет, но допустимо использовать ламинат или линолеум. Покрытие должно максимально походить на натуральное дерево. Потолки - гладкие, ровные и однотонные. Их венчает аккуратный карниз или лепнина.
Дубовая мебель изогнутых форм допускает наличие стульев с мягкой обивкой. Ткань может быть однотонной, или с простым узором (в полоску, мелкий рисунок). Важно, что обивка крепится при помощи декоративных гвоздей (с большими шляпками).
В углу оформляется уголок живых растений, с которым соседствует гостевая зона: два миниатюрных кресла и диванчик. Рядом обязательно располагается круглый столик (но обеденные столы были овальными). На комоде стоят фотографии и ваза с живыми цветами. Легкость вселяют воздушные занавески на окнах, с ними гармонируют миниатюры и зарисовки на стенах. На жардиньерке стоит телефон или пышный цветок.
В качестве аксессуаров можно приобрести фотографии (а к ним - тяжелые деревянные рамы, схожие с цветом мебели). Ковры не устилают весь пол и располагаются в центре помещения. Шторы изготавливаются из бархата или муслина и декорируются кисточками.
Заключение
Бидермайер архитектура, или же буржуазный вариант классицизма продержался относительно недолго - до полвины 19 века. С этого момента к нему начали подмешиваться романтические элементы, что стало стартовыми шагами к появлению первого "неостиля" (сотканного из старых) - неорококо.
Бидермайер стиль интерьера окружал Бетховена и Гете, и сейчас функциональная простота возвращает его заслуженную популярность. Скромность отнюдь не означает дешевизну интерьера. Отделка дома не отличается помпезностью, но мебель в комнатах - это только дорогой и надежный антиквариат, изготовленный более 100 лет назад. Мебель, созданная в эту эпоху, высоко ценится коллекционерами. Состаренная натуральная древесина стоит больших денег, но она придаст помещению особый изыск и утонченность.