Мама, жена и просто красивая женщина. Она создает то, что нравится ей самой, и считает, что в работе с заказчиком важен энтузиазм обоих.
Досье: Закончила Белорусскую государственную политехническую академию. Специальность: архитектура жилых и общественных зданий.
Работала в реставрационной мастерской, занималась дизайном в мебельном салоне Domus, после чего стала заниматься частными интерьерами.
Мама трех дочерей: Маша (15 лет), Даша (11 лет), Саша (8 лет)
«Дизайн не столько профессия, сколько отношение к жизни». (М.Крассе)
Я хотела стать художником-модельером, так в 90-ых называлась эта профессия. Дважды поступала в колледж. И дважды получала 4 по рисунку, из-за чего не проходила по конкурсу. Родители посоветовали, если уж хочешь иметь творческую профессию - подавай документы на архитектуру. И я решилась. Кстати, в период учебы довелось освоить еще несколько профессий - парикмахера и закройщика.
T.V. Наверняка еще и музыкальный слух есть. Ибо в генетике существует такое понятие, как ген сцепленного наследования. Как правило, люди, умеющие рисовать, хорошо поют и так далее..
Есть такое. Правда, за плечами всего 4 класса музыкальной школы по классу фортепиано.
T.V.: Можно сказать, что ты пример того, что профессия тебя выбрала. Что нынешнее занятие не работа, а призвание?
Это даже больше. Это любовь…то без чего жить не могу. Кстати, этим летом почувствовала некоторое выгорание, решила сделать паузу. Хватило на два месяца. Вернувшись с моря, с новым рвением взялась за проекты.
T.V.: Если вдруг профессия дизайнера станет невостребованной на нашем рынке, в какой сфере ты себя найдешь?
У меня есть несбывшаяся мечта - семейный ресторан. Причем два в одном - и семейный ресторан, и семейный бизнес. Чтобы в нем работали муж, дети, родственники и в гости приходили близкие и далекие гости. Я даже в Москву ездила учиться на ресторатора у Аркадия Новикова. Был готов бизнес-план. Разработкой проекта занимались мы с сестрой, она же и мой партнер. (Вероника Гончарова, дизайнер. Примеч.автора). Затем, в ожидании третьего ребенка, мы отложили проект, но, надеюсь, к нему еще вернемся.
T.V.: Ну, как говорил Станиславский : «Ружье обязательно должно выстрелить, если оно висит». Так, что будем верить, что и твои навыки начинающего ресторатора пригодятся рано или поздно.
(улыбается)
T.V.: Давай вернемся к дизайну. Дизайнер должен быть психологом?
Да, это важно. Можно быть талантливым дизайнером, но не уметь работать с людьми и усложнить процесс. В нашей профессии крайне важно понимать, чего хочет заказчик. Каждый проект всегда уникальный для дизайнера, но еще более он уникален для заказчика - это его личное пространство, стиль его жизни, то что он будет видеть каждый день.
T.V.: Провокационный вопрос. А у дизайнеров есть «черные списки» клиентов?
Наверное, есть, но они не задокументированы. Этакое сарафанное радио. Когда один другому передает, мол, будь осторожней с этим человеком. Но случаются уникальные вещи. Вот 5 дизайнеров не могут сработаться с одним клиентом. И вдруг приходит шестой, и они находят общий язык и работа кипит, и все довольным результатом.
T.V.: Лично ты с кем бы отказалась работать даже за солидный гонорар?
Категорично не могу обрисовать портрет. Наверное, с выпивающим человеком не смогу. У меня был в этом плане негативный опыт, человек не контролировал себя. Но, как говорится…
T.V.: …у каждого свои недостатки.
Да.
«Дизайн - это не то, как предмет выглядит, а то, как он работает». С.Джобс
T.V.: Ты входишь в топ-20 дизайнеров по итогам конкурса «Профессиональный интерьер». Для обывателя весьма интересный термин. Что значит «профессиональный интерьер»? Это интерьер, сделанный профессионалом или интерьер, созданный по определенным принципам?
В моем понимании, важнее, когда объект получается профессиональным. Иногда сталкиваешься с тем, что человек нигде не учился, а выстреливает невероятно, но, конечно, дизайнер должен быть грамотным, знать алгоритм работы с заказчиком. В последнее время появилось множество образовательных курсов, которые обещают сделать специалиста-дизайнера за несколько месяцев, но это лишь первый шаг. Мы с коллегами всегда стремимся к совершенствованию, возможности узнать что-то новое, ищем варианты для развития и вдохновения.
T.V.: Существует мнение, что мужчины дизайнеры, в силу особенностей мужской психологии, хороши для крупных архитектурных проектов. А вот для формирования стиля внутри дома или квартиры лучше приглашать женщину, так как женщина больше внимания уделяет деталям, комфорту…разным кашемировым пледам, подушечкам, коврам и так далее…
Пожалуй, соглашусь. Мне кажется, мужчина-архитектор сильнее, чем женщина той же профессии. Отчасти из-за этого и я, будучи дипломированным архитектором, со временем ушла работать в другую плоскость. Мне, как женщине, важно быстро увидеть результат своей работы. А архитектура - дело долгосрочное. Что касается интерьеров, мужчина-дизайнер не всегда может учесть некоторые бытовые нюансы. Кстати, у меня были случаи, когда приходилось в этом плане дополнять интерьеры, созданные мужчинами.
T.V.: Предметы искусства в интерьере. В советское время обязательным аксессуаром приличного дома, как признак достатка, был ковер на стене. Потом это стало признаком дурного вкуса. Все стали ковры снимать и вешать на стены картины, панно. Как избежать ошибок, выбирая для украшения дома эти детали?
Выбор картин - это часто любовь с первого взгляда. Скорее всего вы не выберете картину, которая не подходит вам вовсе. Походите по галереям, посмотрите работы, какая то вам приглянется. Как правило, пространство диктует и место размещения панно или картин. Можно создать интерьер, вдохновляясь уже имеющимися вещами. У меня был опыт: у заказчицы была хорошая коллекция картин. И все остальное - внутреннее оформление, текстиль, мебель - мы выбирали, отталкиваясь от коллекции.
T.V.: И все-таки ковры на стенах - это совсем пОшло?
Самое интересное, что мне нравится. Я люблю возвращаться к своему детству и что-то привносить в работу. Часто вспоминаю бабушкин дом, где висели ковры с мишками, с охотой…Я вот думаю в следующей своей работе использовать идею с гобеленом на стене или даже с ковром.
T.V.: А что делать с хрусталем? У меня такая история была. Помню, в 90-ых каждое утро все мамины хрустальные вазы я убирала со столов и прятала в шкаф, а мама вечером, приходя с работы, выставляла их обратно. В конце концов, она мне сказала, может хрусталь, как и всякие там статуэтки, лебеди - это не комильфо, но это - ее жизнь, она за ними огромные очереди в период дефицита стояла. И чтобы я их не трогала.
Дело в том, что очень важно, чтобы человеку, которому ты создаешь интерьер, было в нем комфортно. Чтобы он чувствовал себя ДОМА, с его памятью и историей. Вот пример. Заказчица из маленькой квартиры переезжала в большую, и все детали старого дома пыталась сохранить в новом. Мы собрали все ее любимые вещи (вазы, картины, статуэтки ) и отобрали для нового интерьера. Остальное она увезла на дачу. Вещь, к которой вы относитесь с любовью, при правильном оформлении украсит интерьер, привнесет шарм. Потому, что любое помещение все равно нужно дорабатывать декором. Декора нужно много. А это дорого. Поэтому здОрово, когда что-то уже есть. Этим можно поиграть. Не стоит выбрасывать пережитки ушедших эпох. Хотя, я за то, чтобы наводить порядок и избавляться от лишнего.
«Дизайнер живет своей профессией, делая из хаоса порядок». (А.Лебедев)
T.V.: У каждой профессии есть свои пунктики. У меня подруга - хирург - помешана на стерильности. Приходя к кому-то в дом, она обязательно проверяет все поверхности на наличие пыли. Меня лично начинает потряхивать от неправильных ударений в простейших словах. От чего как дизайнер «съеживаешься» ты?
От беспорядка. Я люблю, когда все на своих местах и, когда прихожу в гости к друзьям, машинально начинаю складывать то, что плохо лежит. Но, это больше черта характера, чем влияние профессии. А вот как дизайнер… Не люблю желтый цвет стен. Все думают, что это придает помещению солнечности. Неправда. Солнечное настроение создается акцентами: желтые подушки, какие-то пятна… В общем, мне некомфортно в желтом цвете.
T.V.: Упс, у тебя, судя по всему, интуиция сработала, что с желтым что-то не так. Мне сейчас вспомнилось известное выражение «человек из желтого дома». Так мы называем особ, которые немного, так сказать, не в себе. Откуда-то же оно пошло…
(Примеч.: Желтый дом - от желтой окраски Обуховской больницы в Петербурге, построенной в 1780 году на Фонтанке. В состав больницы входил Дом для умалишенных. Скоро идиома «желтый дом» стала аллегорией для всех домов сумасшедших).
«Когда мне говорят, что красный с зеленым не сочетаются, я сатанею. Посмотри на грядку клубники, дундук». (Р.Воронежский)
T.V.: Я хочу прочесть высказывания, известные клише. Прошу тебя подтвердить их или опровергнуть. Итак. С помощью светлых обоев можно увеличить пространство…
Да. Но важно не ошибиться в оттенке, теплые тона будут собирать пространство, холодные-расширять. Точно также черный цвет, темно-синий. При грамотном использовании он может добавить глубины. Будет ощущение, что у помещения нет границ.
T.V.: Полоски в интерьере увеличивают высоту потолка…
Да. А чтобы не было ощущения съеденных квадратных метров, важно обратить внимание на расстановку мебели.
T.V.: Карниз – это часть потолка…
Да. Это небольшая уловка, с помощью которой можно корректировать высоту помещения.
T.V.: А плинтус- часть стены и не должен быть цветом пола…
Плинтус - это часть стены или столярки, то есть двери. Он красится либо в цвет двери, либо в цвет стены. И если двери, к примеру, белые, лучше не делать плинтус коричневым. Иначе будет ощущение, что вы в ванночке.
T.V.: Красный цвет - действительно настолько страшен, как о нем говорят?
Он активный, безусловно. Но бывает, что и красные стены хороши при грамотном выборе мебели, текстиля и цвета пола. Это интересный цвет, сложный и с историей.
T.V.: То есть, цветотерапия - не миф, она работает. И детские для мальчиков красим в голубой цвет, а для девочек – в розовый?
Ну, нет, заявляю как мама троих детей. Мои девчонки вообще розовый не любят. Я сторонница универсальных детских, без прямого намека на половой признак владельца. Но, отмечу, в комнаты мальчиков важно добавлять мужественности не за счет цвета, а за счет геометрии, графики. А вот в комнатах девочек должна присутствовать завуалированная плавность, может за счет отсутствия острых углов, больше округлых деталей, рюши…Как-то так.
«Наш первый дом - это утроба матери». (Ф.Новембре)
T.V.: У многих нет своего жилья. А хочется, чтобы в доме было уютно. Как создать этот уют в съемной квартире?
Если без кардинальных переделок, то стильным и уютным даже съемное помещение сделают шторы, текстиль, покрывала, ковры…
T.V.: Уверена, ты смотришь всевозможные телевизионные переделки, типа «Идеального ремонта». Что скажешь?
Критиковать других дизайнеров - дело неблагодарное и неблагородное. У каждого свое видение. Моя коллега недавно высказала предположение, что странные китчевые переделки – это провокация для повышения рейтинга программы. Потому, что иногда просто нереально объяснить, как профессиональный дизайнер мог сделать ЭТО. Но я часто беру для себя что-то на заметку из подобных программ.
T.V.: Идеальный интерьер от Марины Мацель - какой он?
Светлые стены, высокие потолки, много мест для хранения вещей, чтобы ничего лишнего не лежало на виду… Наверное, это мой дом.
T.V.: И не сомневаюсь, что любимые материалы - натуральные.
Конечно. Дерево, камень, гипс… Яркий пример такого дома, дом моей сестры и партнера Вероники Гончаровой. Создавая его, мы даже чугун использовали.
T.V.: И напоследок, философия дизайна Марины Мацель?
Все просто. Уютный минимализм.
Блиц-опрос:
Если цвет, то - синий
Если камень, то - сланец
Если аксессуар, то - браслет
Если книга, то - «Сказки»
Если фильм, то - «Ешь. Молись. Люби».
Текст: Татьяна Рудаковская
Спасибо ООО «Рестор Групп Плюс» кофейне при ресторане «Биржа» в БЦ «Титул» за предоставление места проведения интервью.