Талантливый дизайнер и неординарная личность, философ и бунтарь… Человек, для которого слова «свобода» и «самовыражение» не пустой звук, а стиль жизни. Умна и обаятельна, влюбленная в свою работу и в жизнь… Для нее главное не деньги и слава, а ощущение творческих вибраций как самого ценного подарка. Обо всем по порядку…
Из досье Людмилы Татариновой:
- родилась в Минске
- закончила архитектурный факультет
- соучредитель частной проектной организации «Четвертый квартал»
- победитель республиканских конкурсов: 2009 год - в номинации «Интерьер бара, кафе, клуба»; 2011 год - в номинациях «Кафе, рестораны» и «Жилое пространство»; 2012 год - в номинации «Жилое пространство»
- любимая эпитафия: «В принципе, мне все понравилось»
«Мне нравится нарушать правила»
Мне кажется, что это было, несомненно, пафосное и лестное резюме обо мне… Деньги я обожаю, от славы не откажусь…А вообще, дизайнером быть очень модно и престижно. Сейчас только ленивый не пошел в дизайнеры. Реальных показателей насколько вы талантливы - нет. Можно не очень хорошо рисовать, но быть талантливым архитектором. Можно прекрасно владеть техникой живописи и графики, но не уметь компилировать аспекты. Мне очень нравится, как принимают в Высшую школу кутюрье. Там не сдают профильных экзаменов. Человеку дают старое платье и час времени. И ты должен сделать из этого платья нечто модное. То есть, смотрят, как у человека устроено мышление и определяют его способности к креативу.
T.V.: Посмею предположить, что у Вас есть претензии к подготовке специалистов художественного профиля в наших творческих ВУЗах?
Мне нравится искать нестандартные решения. Я от этого чувствую драйв. Мне очень интересно жить. Вот просто обожаю!!! Я оптимистка! А в наших ВУЗах 5 лет учат, как делать правильно: рисовать, чертить, быть «как все». А ведь суть профессии дизайнера как раз в том, чтобы воплощать в жизни нереальные и порой даже абсурдные идеи. Уметь поменять угол зрения. Поменял угол зрения - заработал деньги.
T.V.: Я теперь понимаю, почему известный дизайнер Филипп Старк с его тенденцией нарушать правила украл Ваше сердце. Но ведь он мог и не стать культовым дизайнером планетарного масштаба, если бы не получил заказ на оформление санузла от экс-президента Франции Франсуа Миттерана. И вот так по воле случая перешел из ранга начинающих в когорту монстров дизайнерского мира.Я давно пришла к выводу, что не все в нашей жизни в нашей власти. Есть вещи, которые мы не в силах поменять. Ты можешь быть не очень талантливым, но оказаться в нужное время в нужном месте. И весь мир будет у твоих ног. Ты можешь быть не самым умным, но очень богатым. Меня это удивляет…
T.V.: Может, это кармическое влияние прошлых жизней?
Думаю, это целый пакет факторов. Бывают люди от природы везунчики. Все удается им легко, как бы играючи. Но, тут есть одна опасность. Не стоит тешить свою гордыню, что у меня все получается, потому что я весь такой распрекрасный. Это не акробат ходит по канату. А космос в его воплощении позволяет ему это делать. Не так велики человеческие возможности. Мне, например, очень повезло с друзьями. Они лучшие люди мира. И во многом то, как я думаю, и то, чем я являюсь, есть продукт большого количества споров и размышлений на дружеских вечеринках с бокалом вина. На меня вообще именно люди производят впечатление: их мысли, манера поведения, убеждения…
«Бытие определяет сознание»
T.V.: Вам, к такому бонусу от жизни как талант, а это, как говорят, «поцелуй Бога», повезло родиться в центре Минска. Я, глядя на своих «центровых» друзей, пришла к в выводу, что они другие. Они не такие, как те, кто вырос на районе. Может, действительно, образ жизни определяет образ мышления? Что Вы думаете по этому поводу?Однозначно. Бытие определяет сознание. Да, я родилась в центре Минска, в коммунальной квартире. Потом мы на какое-то время переехали и, когда мне было 10 лет, вновь вернулись на проспект. И у меня, как у ребенка, было абсолютное ощущение парадной жизни. Я долгое время не понимала, как можно жить так парадно-празднично. Это другое окружение, это другие соседи. Ты выходишь на улицу - кругом красиво аккуратно одетые люди. Тут в «трениках» в булочную не выйдешь. И, конечно, это откладывает отпечаток.
T.V.: А как Вы, коренная минчанка, относитесь к так называемым «понаехавшим»?
Спокойно, как к неумолимой тенденции. А куда им ехать, как не в столицу своей страны, где лучше сервис, больший рынок рабочих мест. Да, конечно, порой они переносят свои деревенские привычки в городской социум, зато их дети уже будут вести себя по-другому. Но, послушайте, родители моей мамы переехали в Минск из деревни в 30-е годы. А мой покойный отец, царствие ему небесное, деревенский парень с Могилевщины. Замечательный отец, дай Бог каждому такого отца. Так что в каком-то смысле мы все деревенские. Мир создан из разных людей и это не должно вызывать пренебрежение. Спросится только с посвященных, так что с нас «типа городских» больший спрос.
T.V.: Что Вас радует и огорчает в современном Минске? Может, как архитектор по образованию, вы что-либо изменили в городском планировании?Я не хотела бы говорить на эту тему, не хочу никого обидеть. Я скажу, что Минск будет набирать обороты и это будет котируемый европейский город, и земля тут будет дороже и дороже. Поэтому, если что-то построили и нам не нравится, то это наше субъективное мнение. Красиво-некрасиво, ценно-неценно - покажет время. Именно время одни объекты делает шедеврами, а другие стирает. И ошибались мы или были правы, скажут наши правнуки, но это будет уже через 100 лет. Снесут – построят новое.
T.V.: Действительно, когда в конце 19 века к открытию Всемирной выставки возводили Эйфелеву башню, никто и представить не мог, что эта временная конструкция станет символом Парижа. Кстати, Вам не кажется, что такие иконы как Париж, Лондон, Нью-Йорк отработали себя и их время ушло? Сейчас на арену выходят Дубай, Сингапур…
Нет, что вы. О чем вы говорите… Лондон до сих пор диктует всему миру, что носить и как интерпретировать события на политической арене. Нет. Конечно, в современных реалиях, не будет лишним к английскому языку подучить китайский или арабский. Но, что касается дизайна, есть два центра, которые по-прежнему держат основной вектор. Это Лондон и Нью-Йорк. Может, через 5 лет я скажу что-то другое, но пока прогноз такой.
«Будьте дерзкими и наслаждайтесь жизнью»
T.V.: Вы активно продвигаете стилистику «лофтов». Как вы думаете, это приживется у нас? Просто, мне кажется, что это прерогатива мегаполисов. А Минск, несмотря на наличие почти двух миллионов жителей, по менталитету больше местечко, нежели мегаполис. У нас размеренная жизнь, люди боятся кардинальных перемен во всем…Когда мы говорим о стилистике «лофтов», мы говорим именно о стилистике. Если сейчас в моде национальные мотивы, это не означает, что мы побежим в музей за сотканной вручную аутентичной народной юбкой. Речь идет о тенденции. В первую очередь стиль «лофт» - это смена философии жизни, желание меняться через свое собственное жилое пространство, участвовать в движении мира. Раньше достаток определялся количеством деталей в интерьере. Вот, например, шкатулочка, на ней слоник, у него глазки инкрустированы, а в шкатулочке 38 вышитых платочков и еще каких-то мелочей. Сегодня именно незаполненная, незаставленная кубатура является признаком достатка. Человек вкладывает свои деньги не в вещи, а в пространство. В этом весь парадокс времени. Технологии и уровень жизни позволяет нам иметь минимум вещей, но тех, которые нам действительно дороги или для нас ценны.
T.V.: То есть, как я понимаю, стилизировать свою квартиру под «лофт» можно не обладая 200-ми квадратными метрами и потолками в 4 метра?
Конечно. «Лофт» - это в первую очередь некая демократичность, некое переосмысление современного мира. Этот стиль позволяет микшировать совершенно рафинированные субъекты интерьера с совершенно брутальными или антикварными, если хотите. Позволяет смотреть в будущее с более сложной сублимацией прошлого. У нас меняется представление о красивом, уютном. Грубо обработанные балки, металлические тумбочки становятся представлением о достатке и прогрессивности. Это как рваные джинсы… Утилитарного смысла никакого. Быстрее выходят из моды, снашиваются, но какой прекрасный вызов прежней наглаженности, строгости, вызов быстротечности жизни! Я думаю, что здесь идет речь не о смене модных тенденций. Классика всегда останется классикой и всегда будет востребована, как воплощение статусности и успокоенности (не наказуемо). Речь о колоссальном культурологическом сломе, который будет интерпретироваться еще ближайшие 50-100 лет.
T.V.: Кстати, о джинсах. Читала отзывы участников Ваших мастер-классов. Восторженные отзывы, я Вам скажу. Один пользователь отметил не содержание семинара, а Ваш внешний вид. Пишет: «Совсем все плохо у Татариновой, видимо, последние джинсы донашивает».(смеется) Что тут сказать… Я все-таки думаю, что этот человек, не хотел меня обидеть, потому как донашивать последние джинсы не предосудительно. Это как забирать еду из ресторана…Можно не делать, но... потом дома очень обрадуешься. Человек, просто пытался шутить, егорить. Нравиться всем невозможно. Общество предполагает в своем образовании разные социальные группы. И то, что проповедуете вы, может совершенно ломать чьи-то стереотипы. Но знаете, что удивительно, что человек, каким-то образом занимающийся интерьером, потому он и пришел на мастер-класс, не приемлет культуру нестандартного образа, в чем бы это не выражалось. Меня вообще пугают «творческие «люди», одевающиеся не выразительно. Как он может «нарядить» мою квартиру, если он не может нарядить себя, какое-то несоответствие. Хотя, я допускаю, что бывают исключения из правил. Человек, работающий счетоводом, даже совершая личную покупку в магазине, хорошо и быстро считает, Танцор, отдавший профессии 20 лет, до старости будет с другой осанкой. Это издержки профессии. Ты, как дизайнер, все время все передергиваешь, и твой мозг занят этим 24 часа в сутки. И не важно, что это – шляпа одетая задом наперед или стариковская тумбочка, прибитая к стене на нестандартную высоту. Художнику позволено быть похожим на городского сумасшедшего! Он за это ответит - ему есть что сказать! То, как мы выглядим это посыл внешнему миру, осознаете вы это или нет. И поэтому, я за то, чтобы учительница выглядела как учительница, а стриптизерша - соответственно…, я хочу оформлять кредит у человека, который похож на банковского работника. Любая новая субкультура не случайна и является проводником к следующему переосмыслению. Коротко… не было бы панков в 80-х, не было бы достаточно толерантного отношения к татуировкам в 2000-х.
«Принимайте условия игры»
T.V.: Как вы думаете, лучшее действительно враг хорошего?Лучшее всегда будет врагом хорошего, так как человек всегда будет стремиться к совершенству и развитию. У него всегда будет тяга к переменам. Мир, между прочим, меняет 3% людей. Все остальные идут следом. Сейчас мы живем в сытом мире. Мы понимаем, что не умрем с голоду, даже если останемся без работы. Мы капризничаем, мы меняем чайник не потому, что он не кипятит, а потому что у нас поменялось представление о нем. Мы меняем пиджаки, потому, что они нам просто наскучили.
T.V.: Пиджаки и чайники можно поменять быстро. А как быть с внутренним убранством дома? Это же основательно, на годы, и за один день не поменяешь, если кирпичные стены наскучили.Очень важный расклад всем, кто делает ремонт. Нанимайте хорошего дизайнера. Почему? Потому, что в голову хорошего дизайнера встроена опция. Он, как мастер, может и должен предположить, как будет выглядеть мир через 10, 15, 20 лет. И важно, чтобы даже остроноваторский интерьер через лет 10, перестав быть остромодным, не стал нелепым и смешным.
T.V.: Существует стереотип, что услуги дизайнера слишком дорогое удовольствие…
Ну, безусловно, это не бесплатно. Давайте подумаем, вы покупаете квартиру в Минске за 100.000у.е. и, допустим, у вас есть на ремонт 50.000у.е.. Итого - 150.000у.е.. И вероятность ошибиться - велика, при адаптации такой большой суммы. Быть может, стоит потратить хотя бы 1.500у.е. на перепланировку с какими-то конкретными рекомендациями. Это 1% от общей суммы, на красивую правильную перепланировку. Правильный план - это как родиться красивой, ты можешь не тратиться на косметику, наряды. Ты в принципе - самая красивая, голая в бане… тебя сложнее испортить рюшами или неуместными кружевами, ты для всех желанна. Безусловно, это женская аллегория, но, мне кажется, всем понятна. А далее нанизывайте последующие услуги: эскизный проект, рабочий проект. Но у вас будет географическая карта, вектор развития. Путешественник без карты рискует заблудиться и не выжить. Хотя можно попробовать.
T.V.: О привычках, если уж упомянули это понятие. С возрастом мы приобретаем много привычек, как правило, вредных. Бывает наоборот. После 40, например, человек вступает в ряды ЗОЖ и ежедневные тренировки становятся его образом жизни. Какую полезную привычку приобрели Вы?(улыбается) Я раньше не любила ходить на рынок. А теперь мне очень нравится. Рынок - это ярмарка желаний! Ты ходишь по базару и выбираешь, что выросло и созрело специально для тебя. Правила базара были придуманы сотни лет назад, они не изменились. Всем, кто не любит рыночные дела, советую: меняйте полюс, примите условия игры и вы всегда будете рады этому мероприятию.
T.V.: Можно сказать, что фраза «принимайте правила игры» - Ваш совет молодым дизайнерам?
Да. И не только. Не бойтесь быть другими. И еще важно, чтобы человек был счастлив. Несчастный дизайнер не сможет что-то придумать. Придумает тот, кто добр, сыт и открыт. Это мир изобилия и придумываешь от того, что сыпется из тебя.
T.V.: И последний вопрос. Вы лауреат республиканских конкурсов. Что дают всевозможные дипломы, премии? По ним можно составить реальное представление о достижениях дизайнера?У меня на этот счет такая философия. Представим, что жизнь - это постоянно меняющаяся река. Нет ничего статичного в нашей жизни. А берега реки - итоги. Левый берег - наши победы, правый - неудачи. Тут белое, тут черное. Кстати, человек, который постоянно побеждает, начинает тупеть. Вообще за все препятствия жизнь надо благодарить, именно преграды способствуют нашему развитию. Так вот. Гордыня - это приз с левого берега, фиксация нашего успеха. Но у гордыни и творчества кардинально разные задачи. Если у творчества - динамика, желание не стоять на месте, то у гордыни задача задержать человека. Чтобы он потешился: «Смотрите, смотрите, я победил, я был лучше всех. Зачем дальше лезть в эту реку жизни, если я и так лучше всех. Давайте останемся на берегу, и вы увидите, как я велик». Поэтому, когда приходит успех, надо позвать друзей, цыган с медведями, отмечать 3 дня и 3 ночи. И потом это забыть. Иначе всё. Творцу - конец!
Текст: Татьяна Рудаковская
Спасибо кофейне-ростерии «SORSO di espresso» за предоставление места проведения интервью!