Тонкая, женственная, ранимая… Даже после продолжительного интервью Ирина Налимова осталась для меня загадкой. Красноречивей любых слов говорят ее работы. На каждой из которых хочется поставить штамп из сургуча с подписью: «Налимова»… Как знак стиля и качества.
Из досье Ирины Налимовой:
- родилась в Минске
- закончила Минский художественный колледж им. А.К.Глебова, Белорусскую государственную Академию искусств по специальности «художник-модельер».
- создатель интерьеров популярных гастрономических мест Минска: «Bistro de Luxe», «Grand Café», «News Cafe», «Rosso», «Tapas Bar», клуб «Blondes@Brunettes».
Я не люблю говорить о личной жизни. Когда мы говорим о ней, она перестает быть личной. (Джордж Клуни)
Т.V.: Я знаю, что Вы не любите говорить о личной жизни. Но нашу встречу хотелось бы начать именно с нее. Вы были участницей одного квартирного интернет-проекта. Мне удалось виртуально прогуляться по Вашему дому. Для себя отметила, как и другие комментаторы, во-первых, « я тоже так хочу». Во-вторых, семейные фотографии на стенах. Если они есть в вашем доме, значит, у Вас есть, что рассказать о своих предках. Поделитесь воспоминаниями…Это не самая лучшая страница семейной истории, я бы даже сказала, трагическая. И я действительно не очень люблю вспоминать некоторые моменты. Тем более история очень длинная. Да, волею судеб семья оказалась в Минске, где я, собственно, и родилась. Мама - казанская татарка. Папа родом из Архангельска. У прадеда был конный завод в Саратове. После известных событий 1917 года богачей, в том числе и прадеда с женой, большевики утопили в Волге. И бабушка с двумя братьями отправилась в Казань пешком к брату прадеда, который преподавал в Казанском университете. До родственников, к сожалению, дошли не все племянники… Конечно, я храню память о своих родных и близких, знаю, кем они были, чем занимались, какими они были образованными, интеллигентными, и интересными людьми.
Т.V.: Порода передается по наследству?Думаю, что да. Что-то в этом есть, существует же наука - генетика. Например, моя бабушка зарабатывала уроками французского и шитьем. У нее был прекрасный вкус, она хорошо одевалась. На всех фото ее образы высокохудожественные и продуманы до мелочей. Думаю, многое от нее передалось и мне. А прабабушка зарабатывала как шеф-повар на свадьбах. И вот мой сын, Влад, получив финансовое образование, всё же решил стать поваром. Отучился в Италии и сейчас пробует себя, как шеф в Минске. Поэтому, конечно, гены влияют, но помимо способностей, предрасположенности, как мне кажется, важно трудолюбие. Именно им мы прокладываем себе путь. Будучи "трудоголиком", можно свой талант развить или же загубить, будучи ленивым. Как-то так получается.

Т.V.: В одном интервью, темой которого была «белорусская застольная культура», Вы отметили, что развивать культуру надо с семьи. Как? Какими способами?
Все в ежедневной жизни имеет значение. Даже сервировка стола. Именно ежедневные традиции самые важные в воспитании. Для меня самой важна красота повседневности. И для сына это тоже стало частью жизни. Если ребенок растет в семье, где привыкли питаться полуфабрикатами, он во взрослой самостоятельной жизни будет делать то же самое. Он не видел другой модели. Если в семье было принято готовить, и я отмечу, вкусно готовить, то и, повзрослев, человек будет по-другому строить свой быт. Мне приятно, что мой сын некоторые семейные традиции не сможет нарушить просто потому, что ему по-другому будет некомфортно.
Т.V.: Вы семь лет прожили в Витебске - городе богатых культурных традиций. И как-то рассказывали, что вернувшись в Минск, вдруг заметили, как стали исчезать «лица». Что с минскими «лицами» не так?Это началось давно… Да, вымывается часть образованных интеллигентных людей. По разным причинам, в том числе и по экономическим. Люди просто стали уезжать туда, где смогут себя реализовать.

Т.V.: Несколько лет назад на официальном уровне у нас занялись формированием имиджа Беларуси и Минска. Был приглашен британский пиарщик Тимоти Белл, какая-то лондонская контора активно стала разрабатывать имиджевые маркеры для продвижения столицы. Мне, конечно, до сих пор кажется странным, почему этим должны заниматься англичане, пусть у них там стовековой опыт в имиджелогии. Бог с ним. Ваш Минск - он какой?
Самое главное впечатление человека, который впервые оказывается в Минске - это чистота, простор и зелень. И конечно, так называемый «Stalin style». Хотя на самом деле - это Палладио.
(Андрэ Палладио - итальянский архитектор, автор работ, где заимствованы принципы классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима. Примеч. автора).
Именно Палладио развил этот стиль, Сталину он просто нравился. И мы стали называть его «сталинским». Центр Минска является примером стиля Палладио. И это на самом деле очень красиво. Минск в этом плане особенный город. Архитекторы, которые проектировали Минск после войны, все равно сделали это по-своему, и в этом изысканность Минска. И это выделяет его среди других городов.
История из жизни: Однажды в Неаполе итальянский таксист, узнав, откуда Ирина Налимова родом, с воодушевлением стал рассказывать, что архитектура Минска напоминает ему стиль Палладио. Ирина же была впечатлена, что водитель не просто знает, где находится Беларусь, но имеет представление о ее столице.

Т.V.: Вы сожалеете о том, что нет «старого города»?
Как можно сожалеть о том, чего не исправить? Вообще, чаще всего приезжим Минск нравится. Позже, спустя какое-то время уже начинают задавать вопросы, а почему нет старого города. А нет, так получилось. Но город комфортный.
Т.V.: Известный белорусский архитектор, Александра Боярина, в одном из последних интервью высказалась на тему гармонизации облика Минска достаточно радикально. То, то и то - снести, а это, это и это - восстановить. Что Вы думаете о таких радикальных мерах?Я не архитектор, и не претендую на то, что мое мнение повлияет на принятие каких-то мер. Если что-то не нравится, это не означает, что сооружение надо сносить. Но мне хотелось бы, чтобы те, кто принимает решения о реконструкции, задумывались о культурном наследии. Чтобы в их решениях было меньше позиций «сносить», «уничтожать», а больше - реставрировать и восстанавливать. Нельзя разрушать минскую городскую атмосферу. Тем более, что и так мало чего осталось.
Красота в природе - это прекрасная вещь, а красота в искусстве - это прекрасное представление о вещи. (Иммануил Кант )

Т.V.: Вы как-то сказали, что «самые красивые вещи это те, что красиво старятся». А современные вещи будут красиво стариться?
Думаю, да. В тех же коллекциях ИKEA многое уже снято с производства и становится своего рода раритетом. У ИKEA есть свои дизайнеры, и их предметы тоже будут красиво стариться.
Т.V.: А натяжные потолки?Я никогда не использовала в свои проектах натяжные потолки, ни в одном проекте. Разве что как-то использовала этот прием для создания светильника. Но для меня… натяжные потоки из категории пошло и обыденно.

Т.V.: В Вашем доме есть старое немецкое кресло, которое осталось в наследство от предков. Что Вы чувствуетесь, когда садитесь в него?
Понятно, что вещи, которые сохранились из прошлых эпох, несут в себе определенную энергетику. Но я ничего не чувствую, когда сажусь в него, мне просто нравится оно, как предмет мебели. Реставраторы его отремонтировали и кресло обрело новую жизнь. Как мне кажется, гармонично украсило интерьер. Кстати, очень редко бывает, чтобы "новодел" в стиле ампир выглядел бы также, как кресло из музея. Я за то, чтобы предлагать современное прочтение старым вещам. Выкрасить в необычный цвет, сделать необычную обивку, и старая форма засияет по-новому. Подержанные вещи, все-таки, должны оставаться старыми, винтажными.
Т.V.: Поясните для наших читателей понятие «винтаж». Я сама в нем путаюсь. Винтажная вещь - это та, которой лет 30 минимум и обязательно брендовая, так?Необязательно. Предмету может быть и 5 лет, а не 50. Но он будет особенным, дизайнерским, иметь форму, знаковую для той или иной эпохи. Вот как форма очков. Одна - характерна для 60-ых, другая - для 90-ых. Это уже винтаж. Те же фарфоровые слоники, лебеди, характерные для советской эпохи. Это может быть предметом декора и сейчас. Главное, чтобы было к месту: по цвету, по форме, по материалу.
Учитесь у вчера, живите сегодня, надейтесь на завтра. Главное - не прекращать задавать вопросы…никогда не теряйте священной любознательности. ( Альберт Эйнштейн)
Т.V.: Журналисты пишут, что все заведения, над которыми Вы работали, это заведения с характером. Где, в ком, в чем Вы черпаете идеи? Это люди, Космос?Ну, что вы, какой Космос, какие потоки. Я завидую дизайнерам, у которых происходит именно так. Начиная работу над любым проектом, обязательно ищешь толчок. Это всегда связано с пространством и с задачей, которую ставит заказчик. Я не люблю повторяться. Поэтому мне хочется, чтобы было одновременно органично и провокационно, а иногда иронично, смешно и в то же время элегантно. Для меня важно смешать, но как я говорила, так элегантно, чтобы чувствовался характер. Я вообще человек с характером, не все его хвалят (смеется). Мне важно, чтобы вещи, образы кого-то провоцировали, кого-то заставляли прыгать до потолка. Я всегда об этом думаю. Это естественно для каждого художника, попытаться сделать что-то новое, при этом, чтобы чувствовался стиль и была эстетика. Но идеи в моей профессии - это полдела, попробуй ты все воплотить без искажения, качественно, подобрать тот самый материал и найти того самого мастера, чтобы получился не доморощенный креатив, а то, о чем грезила и рисовала. Самая приятная реакция, когда спрашивают: "Это кто? Итальянцы, французы? Вы где этот шкаф заказывали?".
И это печально. Я абсолютно уверенна, для того, чтобы стать специалистом в этой области, важно сильное базовое художественное образование. Школа, училище, академия, а не просто курсы. Это дает знание истории искусств, анатомии, живописи, цветоведения. Я, например, после Глебовки училась на художника-модельера, а не на дизайнера интерьеров. Но мне мое образование художника-технолога очень помогает. Для меня важны текстура, силуэты, цветовые сочетания.
Т.V.: Один мой знакомый художник как-то сказал, что выйдя за стены Академии искусств нужно забыть все, чему тебя там учили…Не соглашусь. Как раз убеждена в том, что классическое образование - это та база, без которой невозможно делать что-то авангардное. В профессии дизайнера нужно быть привязанным к четкому алгоритму работы: сначала - функция, потом - образ. Забывать каноны не стоит, а делать попытки что-то менять можно лишь изучив азы.

Т.V.: Заказчикам с вами легко?
Наверное, не всем. Но я работаю над этим, над характером (улыбается). Ведь с людьми непросто работать. Надо человека максимально принять, понять и сделать то, что он хочет. А люди разные. Я вообще пришла к выводу, что если человек из себя что-то представляет, реализован и успешен, то он чаще всего готов довериться профессионалу. А есть категория неуверенных людей, которым сложно сделать выбор. Они сами себе не доверяют и, соответственно, не могут доверить свой дом другому. Они не знают, чего хотят. Вот с такими работать сложно.
Т.V.: Вы часто рассказываете о заказчиках, кто дворец заказал, а кто пещеру. Не называете имен и фамилий. Но, мне кажется, герой, если прочтет интервью, себя узнает. Не боитесь потерять клиентуру?Боюсь (смеется). Был такой провокационный проект, где мне предложили поговорить на эту тему. Без подробностей, конечно. Но у меня достаточно смелости, чтобы говорить о реальных вещах, пусть не до конца, но правдиво.
Т.V.: А что сейчас заказывают? «Па-багатаму» или попроще?Мне сложно ответить на этот вопрос. Все индивидуально. Видимо, когда уже есть определенный стиль, люди представляют, что я могу сделать и готовы мне довериться. Прекрасно, когда заказчики идут на эксперименты, вовсе не радикальные, но смелые в рамках "приличий". Когда мне дают такой карт-бланш, это дорогого стоит. Открываются возможности попробовать что-то еще, и это самое интересное в моей профессии .
T.V.: Цитата из одного вашего интервью: «…приходит правильный молодой человек до 30…». Опишите, как выглядит в Вашем понимании этот «правильный молодой человек»?Ой, мало ли что я говорила…(смеется). Это позитивный человек, который смотрит в глаза, улыбается, не допускает манипуляций, разговаривает на равных, без высокомерия. Приятно работать с людьми, в которых есть прямота, откровенность и легкость в общении.
Т.V.: Вы делаете скидки для знакомых, друзей, статусных персон?Нет. Это важно, чтобы в рамках профессиональных интересов соблюдались правила. Когда идешь на компромиссы в этом смысле, рискуешь испортить дружеские отношения, а ответственность при этом еще более высокая, чем обычно. У меня были такие опыты общения и совместной работы. Для дизайнера важно работать не просто с друзьями или единомышленниками, а с теми, кто действительно способен довериться тебе, как профессионалу. Это возможность выдать хороший продукт по итогу.

Улыбнитесь, потому что жизнь - прекрасная вещь. ( Мэрилин Монро)
Т.V.: Вы много путешествуете…Да, это можно сказать мое любимое занятие, от чего получаю колоссальное удовольствие. Скорее я помешана на путешествиях. У меня постоянная "тяга к перемене мест", потребность сменить картинку, посмотреть на другие пейзажи, заглянуть в другие окна… Я вообще работаю только для того, чтобы путешествовать (улыбается). Может это татарская кочевая кровь во мне бурлит !
Т.V.: Нынче вообще статусность человека определяется по карте его передвижений. Это раньше критерием успеха был хороший автомобиль и техника. А сейчас молодежь живет с лампочкой Ильича, но зато объездив весь мир…И это прогрессивная тенденция. Сейчас, когда автомобиль есть почти у каждого, ценности поменялись, и получать необычный опыт путешественника - это действительно круто …
Т.V.: А как же басня Крылова «попрыгунья стрекоза, лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза»?Может это отпечаток творческой профессии, свойство натуры? Мне важно переключаться, обнуляться. А это дает только смена обстановки. Хотя мой дом для меня тоже очень важен, уют, чистота и ужин за круглым столом с родными и друзьями, с разговорами и спорами…
Важно - как… Как художник я очень ранима, но конструктивная, профессиональная критика заставляет меня задуматься. Взгляд со стороны порой точнее, чем собственное видение.
Т.V.: Напоследок стандартный вопрос. Что Вы посоветуете начинающим дизайнерам?Много учиться, причем самим, не перекладывать неудачи на плечи преподавателей. Иметь огромное любопытство к окружающему миру. Сейчас, благодаря интернету, открыты все двери. Но и трудолюбия никто не отменял. Только ежедневная практика ведет к успеху.
Текст: Татьяна Рудаковская
Фотограф: Марина Бланке